Всем привет!
Где-то месяц назад мы были с дочкой у логопеда, который работает в детском саду. Дело в том, что мой ребенок плохо произносит некоторые звуки, точнее смягчает произношение.
Например: вместо [л] — [ль], вместо [лом] — [лём] и так далее. Не говоря уже о букве [р]. Логопед сказала, что в 3.5 года это нормально, но можно позаниматься артикуляционной гимнастикой. Также она дала список примерных упражнений. Вот он:
- «Улыбка — Трубочка» (для губ);
- «Блинчик»;
- «Часики» (влево — вправо язычком);
- «Качели» (вверх — вниз язычком);
- «Вкусное варенье» (облизываем губки);
- «Ля-ля-ля» (губками зажать язычок и говорить ля-ля-ля);
- «Та-та-та» (зубками зажать язычок и говорить та-та-та);
- «Лошадка» (цокаем язычком разным темпом);
- «Киска лакает» или «Катушка» (выкатываем язычок).
Выполняем упражнения поочередно. День — четыре упражнения, второй день — пять упражнений. У нас из 9 получаются хорошо 7. Так что уже успехи. Да и произносить она стала лучше некоторые звуки. Например, уже не [де], а [дэ=)]
К слову, ребенок не всегда горит желанием заниматься упражнениями, поэтому я нашла стишки, в которые входят именно такая артикуляционная гимнастика. Предложите своему ребенку поиграть со стишками и ему никогда не будет скучно учиться правильному произношению.
СТИХИ С ЛОГОПЕДИЧЕСКИМИ УПРАЖНЕНИЯМИ
Как часы, заладим в такт:
—Тик-так! Тик-так!
Разговариваем так:
— Тик-так! Тик-так!
Мы не просто так болтаем,
А секундочки считаем,
Отставать нельзя никак:
— Тик-так! Тик-так!
Упражнение «Часики»: приоткрыть рот, чуть улыбнуться; язычок, как маятник, ходит прямо из одного угла губ в другой, НЕ скользит по нижней губе.
Открываем сумочку…
-В сумке видим трубочку.
Чередуем упражнения «Улыбка» и «Хоботок».
Рыбка рыбке говорила:
— Я сегодня борщ сварила
Из ракушек и из ила,
Очень-очень вкусно было!
Рыбка рыбке отвечала:
— Ты, кума, не то сказала:
Это был не борщ, а щи
— Для борща траву ищи!
Упражнение «Рыбки разговаривают»: хлопаем губами друг о друга.
Несколько упражнений в одном стишке:
1)“чашечка”: рот широко открыт, передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов;
2)“котенок лакает”: имитируем движения язычка котенка – “захватываем язычком молочко и отправляем его в рот”;
3)»вкусное варенье»: облизать по кругу губы, затем — в другую сторону;
4)»котенок моется»: имитируем вылизывание котенком шерстки.
Налью в чашечку котенку /упражнение 1/
Молочко, молочко.
Он начнет лакать в сторонке /упражнение 2/
Молочко язычком.
Служит ложечкой котенку /упражнение 1/
Язычок, язычок.
И дрожит хвостик тонкий,
И вздыхает бочок.
А когда закончит ужин
Наш усатый чудак,
Зная, что быть чистым нужно,
Умывается так:
Он оближет свои губки, /упражнение 3/
А потом – еще раз,
Чисто вымоет шубку /упражнение 4/
Язычком, а подчас
Лапой мордочку моет –
Как мочалкой скоблит.
“Мурр!” – мне скажет с любовью:
“Все, спасибо: я сыт! ”
Наливаю медвежонку
В эту чашечку — сгущенку,
В эту чашечку — варенье,
В эту — положу печенье,
В эту — пирожок с капустой,
В эту — морс брусничный вкусный,
В эту — в сахаре орешки.
Ешь, мой милый сладкоежка!
Упражнения: 1)“чашечка”: рот широко открыт, передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов;
2)“ложечка”: – язычок становится более узким и длинным;
3)»едим кашу»: широко открываем и закрываем рот.
Наварила Катя кашки:
Подставляйте, куклы, чашки!
Чашка – Саше, чашка – Маше, / упражнение 1/
Эта чашечка – Наташе
И пол-чашки – Валеньке,
Кукле самой маленькой.
Эта – зайке, эта – мишке,
Буратино-шалунишке.
Буратино, сядь, как взрослый! /упражнение 2/
Кушай ложкой, а не носом!
Кто все быстро сможет скушать,
Тот пирог получит с грушей.
Ну-ка, быстро взяли ложки! /упражнение 3/
Быстро съели все до крошки!
Упражнение “грибок”: язык упирается в верхнее небо, при этом нижняя челюсть опускается и растягивается уздечка языка.
Еле маленький грибок
Через мох пробиться смог.
Целый день он подрастал,
К вечеру огромным стал.
Нас увидев, удивился,
И, подумав, поклонился:
Шляпку снял и выгнул спинку:
-Не возьмете ли в корзинку?!
А теперь – смотри, смотри —
Мы с тобой – богатыри:
Рухнул старый-старый дом
– Мы поднимем крышу в нем.
Упражнение “ветер”: язычок сворачиваем в трубочку, через нее дуем.
Ветер в трубочку свернул Листик,
в дудочку подул:
Песенка – дыханье Ветра
– Зазвенела… где-то, где-то,
Там, за синими лесами
Обернулась парусами.
Морской Ветер – старший брат
— Этой песенке так рад!
— Щеки надувает,
Парус наполняет:
Облака-кораблики –
Белые журавлики –
Снова за леса плывут –
С моря дождики везут.
Упражнение “дятел”: “выбиваем” звук “Д” кончиком язычка на верхних альвеолах. —
Кто в лесу стучит, стучит?
— Дятел дерево долбит:
— Д-д-д-д-д-д-ды,
Нелегки мои труды:
Я не просто так стучу –
Это дерево лечу:
Под корой – жучков ходы,
Д-д-д-д-д-д-ды.
А в каком возрасте Ваш ребенок начал четко произносить все звуки?
Не забудьте подписаться на обновления блога, чтобы ничего не пропустить.