Артикуляционная гимнастика для детей 3-5 лет

дети у зеркала

admin ЗАНЯТИЯ, ИГРЫ , ,

Всем привет!

Где-то месяц назад мы были с дочкой у логопеда, который работает в детском саду. Дело в том, что мой ребенок плохо произносит некоторые звуки, точнее смягчает произношение.

Например: вместо [л] — [ль], вместо [лом] — [лём] и так далее. Не говоря уже о букве [р]. Логопед сказала, что в 3.5 года это нормально, но можно позаниматься артикуляционной гимнастикой. Также она дала список примерных упражнений. Вот он:

  1. «Улыбка — Трубочка» (для губ);
  2. «Блинчик»;
  3. «Часики» (влево — вправо язычком);
  4. «Качели» (вверх — вниз язычком);
  5. «Вкусное варенье» (облизываем губки);
  6. «Ля-ля-ля» (губками зажать язычок и говорить ля-ля-ля);
  7. «Та-та-та» (зубками зажать язычок и говорить та-та-та);
  8. «Лошадка» (цокаем язычком разным темпом);
  9. «Киска лакает» или «Катушка» (выкатываем язычок).

Выполняем упражнения поочередно. День — четыре упражнения, второй день — пять упражнений. У нас из 9 получаются хорошо 7. Так что уже успехи. Да и произносить она стала лучше некоторые звуки. Например, уже не [де], а [дэ=)]

К слову, ребенок не всегда горит желанием заниматься упражнениями, поэтому я нашла стишки, в которые входят именно такая артикуляционная гимнастика. Предложите своему ребенку поиграть со стишками и ему никогда не будет скучно учиться правильному произношению.

 

СТИХИ С ЛОГОПЕДИЧЕСКИМИ УПРАЖНЕНИЯМИ

Как часы, заладим в такт:

Тик-так! Тик-так!

Разговариваем так:

— Тик-так! Тик-так!

Мы не просто так болтаем,

А секундочки считаем,

Отставать нельзя никак:

— Тик-так! Тик-так!

Упражнение «Часики»: приоткрыть рот, чуть улыбнуться; язычок, как маятник, ходит прямо из одного угла губ в другой, НЕ скользит по нижней губе.

 

Открываем сумочку…

-В сумке видим трубочку.

Чередуем упражнения «Улыбка» и «Хоботок».

 

Рыбка рыбке говорила:

— Я сегодня борщ сварила

Из ракушек и из ила,

Очень-очень вкусно было!

Рыбка рыбке отвечала:

— Ты, кума, не то сказала:

Это был не борщ, а щи

— Для борща траву ищи!

Упражнение «Рыбки разговаривают»: хлопаем губами друг о друга.

Несколько упражнений в одном стишке:

1)“чашечка”: рот широко открыт, передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов;

2)“котенок лакает”: имитируем движения язычка котенка – “захватываем язычком молочко и отправляем его в рот”;

3)»вкусное варенье»: облизать по кругу губы, затем — в другую сторону;

4)»котенок моется»: имитируем вылизывание котенком шерстки.

 

Налью в чашечку котенку /упражнение 1/

Молочко, молочко.

Он начнет лакать в сторонке /упражнение 2/

Молочко язычком.

Служит ложечкой котенку /упражнение 1/

Язычок, язычок.

И дрожит хвостик тонкий,

И вздыхает бочок.

А когда закончит ужин

Наш усатый чудак,

Зная, что быть чистым нужно,

Умывается так:

Он оближет свои губки, /упражнение 3/

А потом – еще раз,

Чисто вымоет шубку /упражнение 4/

Язычком, а подчас

Лапой мордочку моет –

Как мочалкой скоблит.

“Мурр!” – мне скажет с любовью:

“Все, спасибо: я сыт! ”

 

 

Наливаю медвежонку

В эту чашечку — сгущенку,

В эту чашечку — варенье,

В эту — положу печенье,

В эту — пирожок с капустой,

В эту — морс брусничный вкусный,

В эту — в сахаре орешки.

Ешь, мой милый сладкоежка!

 

Упражнения: 1)“чашечка”: рот широко открыт, передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов;

2)“ложечка”: – язычок становится более узким и длинным;

3)»едим кашу»: широко открываем и закрываем рот.

Наварила Катя кашки:

Подставляйте, куклы, чашки!

Чашка – Саше, чашка – Маше, / упражнение 1/

Эта чашечка – Наташе

И пол-чашки – Валеньке,

Кукле самой маленькой.

Эта – зайке, эта – мишке,

Буратино-шалунишке.

Буратино, сядь, как взрослый! /упражнение 2/

Кушай ложкой, а не носом!

Кто все быстро сможет скушать,

Тот пирог получит с грушей.

Ну-ка, быстро взяли ложки! /упражнение 3/

Быстро съели все до крошки!

 

Упражнение “грибок”: язык упирается в верхнее небо, при этом нижняя челюсть опускается и растягивается уздечка языка.

Еле маленький грибок

Через мох пробиться смог.

Целый день он подрастал,

К вечеру огромным стал.

Нас увидев, удивился,

И, подумав, поклонился:

Шляпку снял и выгнул спинку:

-Не возьмете ли в корзинку?!

 

А теперь – смотри, смотри —

Мы с тобой – богатыри:

Рухнул старый-старый дом

– Мы поднимем крышу в нем.

 

Упражнение “ветер”: язычок сворачиваем в трубочку, через нее дуем.

Ветер в трубочку свернул Листик,

в дудочку подул:

Песенка – дыханье Ветра

– Зазвенела… где-то, где-то,

Там, за синими лесами

Обернулась парусами.

Морской Ветер – старший брат

— Этой песенке так рад!

— Щеки надувает,

Парус наполняет:

Облака-кораблики

Белые журавлики –

Снова за леса плывут –

С моря дождики везут.

 

Упражнение “дятел”: “выбиваем” звук “Д” кончиком язычка на верхних альвеолах. —

Кто в лесу стучит, стучит?

— Дятел дерево долбит:

— Д-д-д-д-д-д-ды,

Нелегки мои труды:

Я не просто так стучу –

Это дерево лечу:

Под корой – жучков ходы,

Д-д-д-д-д-д-ды.

А в каком возрасте Ваш ребенок начал четко произносить все звуки?

Не забудьте подписаться на обновления блога, чтобы ничего не пропустить.

Похожие записи

занятия с детьми 1 - 3 года

Игры и занятия с детьми 1 — 3 года.Часть 1

Доброго дня всем! На днях у меня спросила одна знакомая, а нет ли у тебя игр для детей чуть старше […]

planirovanie_zanyatiy_s_detmi

Планирование занятий с детьми

Всем привет! Давно уже я не писала в блог. Последние полтора года были заняты учебой и переездом. Теперь времени будет […]

Аппликации для малышей

Аппликации для малышей

Привет, друзья! Мои детям очень нравятся наши занятия, о которых я писала в бесплатном мини-курсе «Регулярные занятия с малышами 2-5 лет». […]

Добавить комментарий